Свяжитесь с нами

Напишите нам

Спасибо, Ваше письмо отправлено. Мы обязательно отреагируем на ваше сообщение
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27»

Центр

Центр психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей с нарушениями слуха

 

Центр психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей с недостатками слуха, в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27»

В 2011 года и по настоящее время в рамках подпрограммы «Право ребенка на семью», являющейся составной частью краевой  «Программы развития образования в Ставропольском крае в 2010-2013г.г.» на базе ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27» функционирует центр психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей с недостатками слуха, включающий группы кратковременного пребывания детей и школу для родителей (далее Центр).

В рамках деятельности Центра разработана программа психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха и консультативно-методической поддержки их родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки, помощь ребенку в решении задач обучения, воспитания, социализации. Модель включает в себя следующие направления психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха:

- диагностика (индивидуальная, групповая);

- консультирование;

-  развивающая, коррекционная работа;

- психолого-педагогическое просвещение и образование, формирование психологической культуры и др.

Сопровождение детей с нарушением слуха включает:

- индивидуальные, групповые занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи;

- занятия с педагогом-психологом;

- консультации родителей детей.

В реализации программы принимают участие педагог-психолог и учителя-дефектологи,  Задача учителя-дефектолога, сурдопедагога - развивать слуховое восприятие, восприятие и понимание речи. На своих занятиях специалисты Центра развивают навыки слушания элементов просодики, различения тембра голоса, дифференциации музыкальных инструментов, навыков пения и постановки дыхания.

Необходимыми условиями для возникновения устной речи у детей с нарушением слуха являются звуковая и речевая среда, окружение ребенка звуками и говорящими людьми, вовлечение ребенка в совместную практическую деятельность со взрослыми и сверстниками. Поэтому, проведение совместных мероприятий со слышащими сверстниками (праздники, соревнования, игры) позволяет ребенку с патологией слуха учиться слушать, слышать, вступать в коммуникацию со слышащими детьми и социализироваться в обществе.

Педагог-психолог направляет работу на развитие когнитивной сферы и коммуникативных навыков детей. Помогает ребенку с патологией слуха учиться жить в обществе сверстников и взрослых, т. е. стать социально-эмоционально компетентным. При организации работы с такими детьми педагог-психолог использует различные методы: игротерапию, арт-терапию, психогимнастику и др.

Также педагог-психолог оказывает психологическую поддержку семье при работе с ребенком с нарушением слуха. Разрабатывается и организуется система обучения родителей развитию глухих и слабослышащих детей, которые направлены на то, чтобы развивать слуховое восприятие, понимание речи и устную речь в процессе выполнения ежедневных дел.

Данная система работы включает:

·  подготовку учебной литературы и видео материалов для родителей детей с нарушениями слуха, для педагогов по обучению родителей;

·  обучение родителей особенностям общения с ребенком, обеспечивающим оптимальные условия для развития у него речи,

·  обучение родителей контролю работоспособности КИ/слуховых аппаратов, состояния слуха ребенка с КИ/слуховым аппаратом,

·  обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи, коммуникативных и когнитивных навыков, эмоционально-волевых качеств, приемам вызывания, стимуляции высказываний/ голосовых реакций ребенка в процессе игры и ежедневных дел,

·  помощь в организации условий для реабилитации по месту жительства.

Основные задачи и функции центра:

- оказание своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушением слуха, в том числе с КИ и консультативно-методической поддержки родителям, воспитывающим детей с нарушением слуха;

- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми;

- обучение родителей приемам реабилитации детей с нарушением слуха;

- проведение обучающих занятий для родителей, психологических тренингов, консультирований по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением слуха;

- организация психологического сопровождения детей с нарушением слуха и их родителей;

- повышение психологической культуры родителей;

- улучшение детско-родительских отношений, микроклимата в семье.

Специалисты Центра при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми и  обучающих занятий с родителями, психологических тренингов и  консультаций применяют программы воспитания и обучения слабослышащих дошкольников под редакцией Л.А.Головчиц и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией К.Г.Коровина, А.Г.Зикеева, широкий спектр педагогических технологий, которые адаптировали с учетом потребностей участников образовательного процесса.

Работа специалистов Центра  направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Коррекционная работа педагога-психолога подразумевает, что  и дома родители  активно продолжают заниматься  со своими детьми, закрепляя достигнутые результаты. Данные проблемы и определили важность тренингов для родителей (законных представителей), и используемых в консультационном центре технологий обучения родителей игровой деятельности. Педагог-психолог проводит тренинги для родителей на различные темы: «Тренинг общения», «Искусство быть счастливым», «Тренинг взаимодействия с глухим ребенком». Цель тренингов - установление эффективного сотрудничества между родителями и специалистами Центра  по проблемам психолого-педагогического сопровождения детей с патологией слуха.

Эффективная деятельность Центра решает задачи по созданию системы комплексной помощи детям с нарушениями слуха в освоении основных разделов программы дошкольного и начального образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальную адаптацию.

Мероприятия, проводимые специалистами Центра, обеспечивают условия для удовлетворения потребностей детей с нарушениями слуха в специальном обучении и воспитании, адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для обучения и консультирования родителей, имеющих детей с патологией слуха.

Результативность работы Центра заключается в:

- увеличении численности детей, получающих психолого-педагогическую помощь в центре (за 2017 год – 57 детей, за 2018 год – 59 детей);

- увеличении численности родителей детей с патологией слуха, получающих консультативно-методическую поддержку в Центре (за 2017 год – 72 семьи, за 2018 год – 74 семьи);

- сохранении 100% удовлетворённости родителей детей с нарушениями слуха качеством оказываемых образовательных услуг;

- внедрении новых технологий в коррекционную работу с использованием коррекционного и верботонального оборудования;

- расширении перечня оказываемых услуг детям с нарушениями слуха и их родителям;

- увеличении межведомственного взаимодействия с целью 100% информирования населения о возможности получения психолого-педагогической помощи в Центре.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

ГРУППОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ